La Cámara de Comercio e Industria de Samara

Russian English Spanish


Вопрос: Может ли налоговый орган отказать налогоплательщику в праве на вычет по НДС, в расходах по налогу на прибыль в случае, если счета-фактуры поставщика подписаны неуполномоченным (либо неустановленным) лицом?

Ответ: В части исчисления налога на прибыль судебная практика сформировалась таким образом, что в том случае, если расходы документально подтверждены, имеют производственный характер и направлены на получение дохода от реально осуществляемой предпринимательской деятельности, они принимаются в целях исчисления налога на прибыль.

Факт подписания счетов-фактур неуполномоченными лицами сам по себе не лишает и права на вычет по НДС. Данная позиция сформулирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2010 года N 18162/09. Принятие Постановления должно изменить сложившуюся судебную практику, когда налогоплательщик лишался права на налоговый вычет по НДС в том случае, если налоговый орган представил доказательства подписания счетов-фактур и первичных документов неустановленными или неуполномоченными лицами.

По данному делу налоговый орган при проведении налоговой проверки посчитал, что при выборе контрагентов налогоплательщик не проявил должной осмотрительности, счета-фактуры содержат недостоверные сведения, поскольку подписаны от имени руководителей поставщиков неуполномоченными лицами, что лишает права на применение налоговых вычетов по НДС. Суды поддержали налоговый орган, указав, что реальность поставки не является определяющим условием для получения вычетов по НДС.

Президиум ВАС РФ не согласился с выводами налогового органа и судов, указав, что обязанность по составлению счетов-фактур возлагается на продавца и при соблюдении контрагентом требований по оформлению необходимых документов оснований для вывода о недостоверности либо противоречивости сведений, содержащихся в счетах-фактурах, не имеется, если только налоговым органом не доказано, что налогоплательщик знал либо должен был знать о предоставлении продавцом недостоверных либо противоречивых сведений.

Чтобы установить данный факт, суд должен оценивать обстоятельства, связанные с заключением и исполнением договора, в том числе причины, по которым был выбран контрагент. При этом в Постановлении сделан акцент на доказанность реальности осуществленных хозяйственных операций, а также было учтено, что при заключении договоров налогоплательщик удостоверился в правоспособности поставщиков и их надлежащей государственной регистрации, получив соответствующие выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.

Следует отметить, что Президиум ВАС РФ в Постановлении специально подчеркнул, что содержащееся в нем толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел. Кроме того, исходя из правовых позиций, изложенных в п. 5.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12 марта 2007 года N 17, толкование правовых норм, данное в рассматриваемом Постановлении, должно учитываться судами апелляционной и кассационной инстанций при оценке наличия оснований для изменения или отмены обжалуемых в них судебных актов по аналогичным делам, а также ВАС РФ при отказе в рассмотрении своевременных надзорных жалоб по аналогичным делам, который должен указывать на возможность пересмотра этих дел по вновь открывшимся обстоятельствам в нижестоящих судах.

 
контрактная, система, 44-фз, обучение, курсы, дистанционное. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ)
Экспертиза качества товара. Сертификация. АНО Самараэкспертиза
Получить Электронную цифровую подпись (ЭЦП) в Самаре.
banner
gkg